Для каждого вида техники и оборудования существуют специальные колеса, часто в нескольких вариантах исполнения. Как сделать правильный выбор? Для этого следует учесть множество факторов: тип крепления, физические размеры, условия эксплуатации, тип установленных подшипников, скоростные ограничения, грузоподъемность.
Можно купить колесо с креплением на ось или, проще говоря, отверстием в центре, а можно – колесную опору (колесо в комплекте с кронштейном).
Колесные опоры устанавливают на платформенные тележки, контейнеры, мебель и различное передвижное оборудование. Крепления могут быть платформенными, болтовыми или «под болт», а сами опоры поворотными (с тормозом или без) и неповоротными. Кронштейны чаще всего изготавливают из оцинкованной или нержавеющей листовой стали разной толщины.
На большинство четырехколесных платформенных тележек принято устанавливать две поворотные и две неповоротные колесные опоры, которые обеспечивают достаточно устойчивое прямолинейное движение и дают возможность маневрировать. Четыре поворотные опоры устанавливают на те тележки, от которых требуется высокая маневренность, однако при этом становится неудобным передвижение на большие дистанции.
Колеса с креплением на ось покупают, когда нет надобности в комплектном кронштейне. Это могут быть колеса для тачек, садовых, двухколесных и гидравлических тележек.
От физических размеров, прежде всего диаметра колес и ширины обода, зависит грузоподъемность и способность преодолевать препятствия. Допустимая величина препятствия для колес, находящихся под максимальной нагрузкой, обычно составляет не более 5% от их диаметра (с небольшой нагрузкой – не более 10 %).
В зависимости от условий эксплуатации (типа поверхности или напольного покрытия, температурного режима и агрессивности внешней среды) подбирают колеса и колесные опоры из определенного вида материалов.
Контактный слой (шинка) обычно изготавливается из резины или полиуретана, а обод – из стали, чугуна, алюминиевых сплавов, полиамида, полипропилена, полиуретана. Существуют также цельнолитые колеса, в которых и обод и шинка состоят из одного и того же материала: из чугуна, полиамида, полиуретана.
Шинки из резины и полиуретана могут служить на всех поверхностях, включая грубые бетонные полы и асфальт, при этом полиуретановая шинка отличается в несколько раз более высокими рабочими характеристиками (прочностью, эластичностью, стойкостью к износу и воздействию агрессивных веществ
Контактный слой из полиамида (нейлона) подходит для работы на гладких полах, особенно там, где необходимо соблюдать строгие требования к чистоте и гигиене. Он не боится контакта с агрессивными средами и может подвергаться санитарной обработке. Следует отметить, что шинка из полиамида, полиуретана или серой резины не оставляет следов на полу.
Литые чугунные колеса можно использовать только на прочных напольных покрытиях. Они не подходят для работы на плиточных и прочих легко повреждающихся от контакта с металлом полах.
От выбора типа подшипника напрямую зависят ходовые качества. Самые простые и недорогие – подшипники скольжения. Их допустимо использовать в тех случаях, когда от подвижного оборудования не требуется больших скоростей и частого перемещения на большие расстояния. Для транспортных тележек и часто перемещаемого оборудования лучше выбирать более долговечные роликовые подшипники. Шариковые подшипники обеспечивают наиболее высокие ходовые качества и хорошо выдерживают высокие нагрузки, поэтому их наличие важно в колесах, предназначенных для большегрузных тележек и тяжелого оборудования.
Очень важно купить колеса правильной грузоподъемности. К примеру, если у вас имеется 4-колесная платформенная тележка массой 100 кг, предназначенная для перевозки грузов массой 800 кг, то, в соответствии с европейскими стандартами, общую нагрузку в 900 кг следует рассчитывать на три колеса, поскольку на неровном полу не всегда возможен контакт с поверхностью сразу всеми опорными точками. Таким образом, 900 нужно разделить на 3, и получится требуемая грузоподъемность – 300 кг.