Эргономика колесных опор

Колесные опоры сильно влияют на эргономику ручной тележки, потому что именно от них зависит, насколько легко начинать и продолжать движение, маневрировать и преодолевать препятствия. По законам физики колеса из твердых материалов легче двигать с места и катить, однако это не значит, что цельнолитые стальные и пластиковые колеса следует считать самыми эргономичными. Всё зависит от конкретных условий эксплуатации. Часто шум от передвижения перекрывает все преимущества. Пластиковые и фенольные колеса притягивают к себе мусор, а стальные могут повредить напольные покрытия.

Таким образом, цельнолитые колеса из стали, полиамида, полипропилена и прочих жестких материалов – не всегда лучший выбор. Для обеспечения тишины передвижения и защиты полов необходимо наличие более мягкого, но упругого контактного слоя – шинки из резины или полиуретана.

Второй путь улучшения эргономики – увеличение диаметра. Колеса большого диаметра требуют меньшего приложения сил для старта и поддержания движения ручной тележки. А вот увеличение ширины вызывает обратный эффект: чем шире колеса, тем тяжелее трогать и катить тележку. Из-за возросшей силы трения также становится труднее маневрировать.

Свой вклад в эргономику делают и поворотные кронштейны. Чем больше поворотное смещение (расстояние между центром поворотной секции и центром колеса), тем легче поворачивать тележку, колеса которой непараллельны друг другу.

На легкость поворота дополнительно влияют подшипники в поворотном узле. Качественные, хорошо смазанные шариковые подшипники снижают усилия оператора тележки при маневрировании.

По конструкции поворотных секций колесные отпоры бывают 3 типов:

  1. Шкворневые. Это устаревший тип, в котором поворотная ось выполнена в виде стержня или болта. Такое решение подходит для колесных опор, предназначенных для легкого оборудования и аппаратуры. Худший вариант с точки зрения эргономики.
  2. Бесшкворневые. В поворотном механизме используются шариковые подшипники, которые значительно улучшают эргономику. Для долгой и исправной работы подшипники могут нуждаться в периодической смазке.
  3. Бесшкворневые с прецизионными подшипниками в герметичном корпусе. Главное преимущество – отсутствие необходимости обслуживания (смазки).

Итоги:

Во-первых, лучше купить колесо большего диаметра (главное, чтобы оно подходило для установки на тележку), чем меньшего. Маленькие ролики для тележки грозят оператору травмами спины и быстрой усталостью.

Во-вторых, лучше выбирать колесную опору с большим поворотным смещением – не менее 6,3 мм. Чем оно больше, тем больше плечо рычага. Толкать, тянуть и поворачивать тележку будет легче. Однако есть одно «но»: между поворотным смещением и грузоподъемностью существует обратная связь. Увеличение поворотного смещения снижает грузоподъемность